Шоки или Сёги



Японские шахматы – Шоки или Сёги

Сёги существовали в нескольких вариациях, современные правила сформировал император Го-Нара в 16 веке. В сёги используется одноцветная доска 9*9. У каждого игрока по 20 фигур, имеющих форму обелиска с изображенными иероглифами основной и превращенной фигуры, на доске располагаются острой стороной к противнику.

Фигуры в Сёги

    По одной фигуре:
    Король (осё и гекусё – белый и черный), ходит так же, как в обычных шахматах.
    Ладья (хи, хися), основная фигура ходит так же, как и классическая, превращенная (королевский дракон) – еще и на одну клетку по диагонали, как король.
    Слон (каку, какугё) – ходит как обычный слон, превращенный слон (лошадь дракона - ума)  ходит как слон и как король.

По две фигуры:

    Золотой генерал или золото (кин, кинсё) ходит как король, кроме ходов назад по диагонали.
    Серебряный генерал или серебро (гин, гинсё) ходит на одно поле по диагоналям и вперед на одно поле по вертикали. Превращенное серебро (наригин) ходит как золото.
    Конь (кей, кейма) ходит как обычный конь, но только вперед (два поля по вертикали вперед, одно поле по горизонтали – в сторону). Не блокируется, как в китайских шахматах. Превращенный конь (нарикей) ходит как золото.
    Копьё (кё, кёся) ходит на любое количество полей по вертикали, но только вперед. Превращенное копье (нарикё) также ходит как золотой генерал.

По 9 фигур:

    Пешка (фу, фухё) ходит и бьет только на одно поле вперед по вертикали, превращенная пешка (токин) ходит как золотой генерал.
    Начальная расстановка: пешки – на третьей (седьмой горизонтали), слон – на b2, ладья – на h2.
    Первая горизонталь (черные – симметрично):  в центре – король, затем золото, серебро, конь и копье.

Правила игры сёги:

    взятые фигуры попадают в резерв взявшему игроку;
    игрок очередным ходом может выставить фигуру из резерва на доску (десантирование) с некоторыми ограничениями: нельзя выставлять пешку с одновременным матом, нельзя ставить фигуру туда, где у нее не будет допустимых ходов, нельзя выставлять пешку на вертикаль с непревращенной пешкой (токин пешкой не считается);
    резервная фигура возвращается на доску непревращенной;
    зона превращения – три наиболее удаленные от игрока горизонтали
    фигуры по достижении зоны превращения переворачиваются и меняют свои свойства согласно правилам;
    превращение происходит по желанию игрока (кроме случаев, когда непревращенная фигура больше не имеет легального хода);
    превращение выставленной из резерва фигуры возможно только на следующем ходу;
    игра завершается постановкой мата, пат невозможен;
    четырехкратное повторение позиции либо ведет к ничьей, либо партия переигрывается заново (зависит от регламента турнира);
    если повторение возникло в результате вечного шаха, то проигрывает, как и в китайских шахматах, шахующий (в общем случае четырехкратное повторение позиции путем вечного шаха запрещено);
    при достижении тупиковой ситуации возможно решение исхода партии путем подсчета очков: за слонов и ладей – по 5 очков, за остальные (кроме королей) – по 1 очку, учитываются и резервные фигуры. Если число очков у обоих игроков достигает 24  - партия оканчивается вничью.

Процент ничьих в сёги не превышает 3%, а количество возможных позиций – значительно выше, чем в классических шахматах, причем гораздо большее число позиций являются реальными и  требующими расчета, поэтому компьютерные японские шахматы еще очень нескоро достигнут уровня лучших игроков. Игра несколько медленная из-за малой "дальнобойности" фигур, но острая и непредсказуемая благодаря "десантированию" как в шведских шахматах.

В Японии очень сильная школа сёги, в Европе и Америке эта игра тоже очень популярна, но уровня японских мастеров западные игроки пока не демонстрируют.



Всего просмотров: 2358
Оценка пользователей: (не забудьте оценить)
Проголосовали: 161, средняя оценка: 2,8

Комментарии:
При публикации комментариев, не допускается использование html кодов, размещение ссылок, не цензурных слов и т.п. Текст не на русском языке или на транслите публиковаться не будет!

Имя:    E-mail: